Развивающие дидактические игры для дошколят

381

Ребенок собирает кубикиВ жизни дошкольников особое место занимают дидактические игры. Под этим словосочетанием нужно понимать игровой процесс, действие которого направлено не только на обучение ребенка, но также и на развития в нем новых способностей. Ведь общеизвестно, что именно с раннего возраста успешное «усвоение материала» происходит лучше, нежели в стенах учебного заведения.

Содержание

  • Учимся – играя
    • Игра «Забывчивый художник»
    • Игра «Бабушкина потеря»
  • Вся маленькая жизнь – игра
    • Игра «Увядающий цветок»
    • Игра «Накрываем на стол»
  • Правила игры
    • Игра «Разложи по цвету»

Учимся – играя


Дидактические игры, разрабатываемые детскими психологами специально для дошкольников, подают в готовой форме те знания или специальный учебный материал, который тесно связан с жизненными интересами ребенка, делая поправку на его умственное развитие в определенный период жизни.

Среди разнообразия предлагаемого материала хотим обратить внимание на игру, которая принадлежит к разряду «Задания в картинках».

Игра «Забывчивый художник»

Забывчивый художникРебенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и дать ответ на такие два вопроса:

  • Какую деталь собачьей будки художник забыл нарисовать?
  • Какая из присутствующих на картинке деталей является лишней?

В данном случае игровой процесс способствует развитию у детей внимания.

Развивающие дидактические игры, которые разрабатываются ведущими психологами страны для дошкольников, содержат в себе готовый игровой замысел или предлагают ему игровой материал или же правила. Достижение какого-либо условия будет зависеть от определения поставленной игровым процессом цели. Как правило, такие игры всегда опираются на два аспекта:

  • Познавательный или то, чему необходимо учить ребенка, какие действия в игре он должен произвести с предметами, или что именно переделать, чтобы достичь желаемого условия;
  • Воспитательный. Здесь преследуется момент сотрудничества малыша, формирование форм общения и отношения к другим людям.

В любом случае для дошкольников предлагаемые дидактические игры не должны сосредотачиваться на передаче малышу конкретных знаний, умений или же навыков, а, наоборот, на развитии определенных его психических процессов, способностей.

Чтобы не предаваться многословности, предлагаем рассмотреть другую, не менее занимательную игру.

Игра «Бабушкина потеря»

Бабушкина потеряРебенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок. Когда малыш скажет вам, что он готов ответить на ваши вопросы, ему задается вопрос: «Что из нарисованных предметов потеряла бабушка?». Затем, вслед за вопросом, необходимо уточнить, что этот предмет встречается на картинке всего лишь один раз.

Не каждому маленькому таланту будет легко отыскать данный предмет. Ведь даже не каждый взрослый способен на такой поступок. Поэтому можно предложить малышу зачеркивать одинаковые предметы, но только после того, как он убедится в том, что они на картинке в двойном количестве.

Вся маленькая жизнь – игра

Мама играет с детьмиНеобходимо помнить, что для дошкольников любые дидактические игры не должны превращаться из игрового процесса в усвоение знаний и умений. Ведь их замысел состоит в том, чтобы создать именно игровую ситуацию, направленную на обучение. Предлагая ребенку поиграть с пользой, нужно понимать, что игра должна опираться на конкретные склонности малыша. В частности, младшие школьники интересуются больше действиями, проводимыми с предметами. Акцент необходимо делать на привлекательности отдельных вещей, учитывая тот факт, что ребенок должен захотеть подержать в руках тот или иной предмет.

Читать также:  Как лечить хронический вазомоторный ринит в домашних условиях

Не менее важным аспектом является и сам замысел проводимой игры.


Успех игрового действия должен присутствовать обязательно и базироваться на эмоциональной связи малыша с проводимыми им действиями.

Ведь решение игровой задачи должно требовать от участника не только активных волевых и умственных усилий, но также дарить удовлетворение от проделанной работы.

Разрабатываются такие игры с учетом самых разнообразных обучающих задач:

  • ребенок не должен раньше времени убежать;
  • ему необходимо назвать определенную форму предмета;
  • успеть за ограниченное время отыскать требуемую картинку;
  • суметь запомнить несколько предметов.

Данные условие в процессе игрового обучения для дошкольников очень важны.

Игра «Увядающий цветок»

Увядающий цветокПредложите малышу внимательно рассмотреть картинку и задайте следующие вопросы, на которые ему придется дать правильные ответы, ради спасения цветка:

  • В каком горшочке растет увядающий цветок?
  • В каком горшочке необходимо увлажнить землю, чтобы цветок не погиб?

В итоге предложите «учащемуся» раскрасить картинку на свое усмотрение.

Игра «Накрываем на стол»

Накрываем на столВ данном случае само задание игры достаточно просто, тем не менее, именно в его простоте и заключается вся сложность. Попросите ребенка помочь растерявшейся девочке накрыть на стол.

Как вы можете видеть, к каждому прямоугольнику подведена ниточка, следуя за которой, можно прийти к картинке. Помогите малышу отыскать предмет и впишите его название в специально отведенное для этого место. В итоге вам вместе удастся расшифровать слово, которое должно быть составлено из букв, вписанных в кружочки. Это будет название завтрака – Омлет.

Правила игры

Мама читает книгу с сыномВажнейшей особенностью, которую должны содержать в себе все дидактические игры, разрабатываемые как самими родителями для своих дошкольников, так и специалистами является наличие в них правил игры. Ведь только благодаря ним, до ребенка можно донести замысел игрового действия. Нельзя оставлять малыша одного во время обучающей игры.


Всем своим видом, а также и действиями, взрослый должен показать свое эмоциональное участие, доказать ребенку или группе детей важность всего происходящего и значимость всего этого лично для него.

Кроме сказанного, именно взрослый будет корректировать и направлять игровой процесс в нужное русло, преодолевая вместе с ними возникающие затруднения, одобряя их правильные действия, а также достижения, поощряя за соблюдение правил, указывая на ошибки и неточности. Именно поэтому в развивающей игре очень важно уметь совместить две разные роли организатора и участника.

От теории перейдем к практике и познакомимся с игрой для самых маленьких

Игра «Разложи по цвету»

Разложи по цветуИгровое поле представляет собой коробку из-под конфет. Донышки ее ячеек разрисованы так, как показано на фото. К каждой ячейке, исходя из цвета, прилагается некая капсула или фишка, называйте как угодно, такого же цвета, как и само донышко.

Суть игры состоит в том, чтобы как можно быстрее разложить все фишки по своим ячейкам, учитывая их цвет. Если кто-либо из игроков попутает цвета, то он пропускает один ход. Выигрывает тот, кто проделает данную операцию первым. В качестве капсулы можно использовать половинки от шоколадных яиц с игрушкой.

Как вы убедились, дидактические игры могут быть самыми разнообразными. Главное подойти к решению вопроса конструктивно и с желанием.