Новой газопровод «Сила Сибири» строится для транспортировки газа с Якутии в Приморский край и страны Тихоокеанского региона. Система будет общей для Иркутского и Якутского газовых месторождений. Запасы Иркутского (Ковыктинского) месторождения составляют 1,5 трлн. кубических метров, Якутского (Чаяндинского) – 1,2 трлн. кубических метров. Маршрут новой магистрали пройдет параллельно с нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан». Такое расположение газопровода позволит сократить финансовые затраты, которые требуются для энергоснабжения и поддержки его инфраструктуры.

Сначала будет возведен газопровод «Якутия – Хабаровск – Владивосток», а затем Иркутское месторождение подключится к Якутскому центру. Трасса, по которой пройдет система, очень сложная. Здесь есть как заболоченные, так и горные сейсмоактивные участки. Общая протяженность строения от Чаяндинского месторождения до Владивостока составляет около 4000 километров. Технические характеристики газопровода:
- диаметр – 1420 мм;
- давление – 9,8 МПа (100 атм);
- пропускная способность – 61 млрд. кубических метров газа в год.
Стоимость и финансирование проекта
«Сила Сибири» – совместное предприятие «Газпрома» и Китая. Затраты на постройку газопровода составляют около 770 млрд. рублей. Но, по мнению экспертов, сумма может превысить планку в 1 трлн. рублей. Изначально проект должны были финансировать китайцы. «Газпром» отказался от этой идеи, чтобы в дальнейшем не пришлось снижать цену для китайской стороны. Вместо этого компания «Роснефть» выбрала долевое участие в строительстве газопровода.

Строительство газопровода
Окончание строительства ожидают в 2017 году. Предполагается, что объем транспортируемого газа составит 5 млрд. куб. метров, а со временем возрастет до 38 млрд. куб. метров в год. Над реализацией проекта работают 11700 специалистов, а для обслуживания ГТС понадобится еще 3000 работников. В строительстве используют материалы исключительно российского производства. Еще в октябре 2012 года президент РФ распорядился создать проект газопровода под рабочим названием «Якутск – Хабаровск – Владивосток».
«Газпром» провел конкурс на самое удачное название для новой магистрали. В конце года был обнародован победивший вариант – «Сила Сибири». В сентябре 2014 года состоялось торжество, приуроченное к сварке первого стыка газопровода. В декабре 2015 года с компанией «Стройгазмонтаж» было заключено 5 контрактов по строительству газотранспортной магистрали. Это одна из самых мощных фирм-подрядчиков, которые работают на строительстве объекта. Всего к работе привлечено около 25 компаний.
Амурский газоперерабатывающий завод
В Амурской области, не далеко от города Свободный, в 2015 году стартовало строительство Амурского газоперерабатывающего завода. Он станет одним из наиболее крупных мировых предприятий в своей отрасли. Сюда на переработку будет поступать многокомпонентный газ из газопровода «Сила Сибири», маршрут которого пройдет по территории области. Основное направление работы завода – выделение из газа этана, пропана, бутана, гелия. Эти компоненты используют в различных отраслях промышленности.

Мощность предприятия оставляет 49 млрд. куб. м в год, а комплекс по производству гелия в составе завода имеет мощность 60 млн. кубических метров в год. В Китае также началось строительство приемной части газопровода. Она будет находиться в городе Хэйэ. Трубопровод, который позволит доставлять сырье в Шанхай, китайские строители планируют завершить к 2018 году.
Влияние на регион
Появление нового ГТС в Якутии дает стимул для экономического роста региона. Наличие газотранспортных мощностей обеспечит газификацию южных районов Якутии и подведение газа к большому количеству населенных пунктов края. К тому же, разработка Якутского центра по добыче газа и эксплуатация газопровода потребует квалифицированных работников.
Уже сегодня «Газпром» организовал подготовку профильных специалистов в образовательных центрах Якутии. Выпускники будут задействованы в обслуживании ГТС, что позволит снизить уровень безработицы среди местного населения. Несмотря на это, эвенки Тянского наслега Якутии направили письмо к президенту и попросили перенести маршрут газопровода. Ведь строительство объекта может изменить уклад жизни этого малочисленного народа.

Перспективы проекта
Крупные ресурсы на Востоке России позволяют формировать в этом регионе мощные центры газодобычи и сооружать необходимые транспортные магистрали. Это способствует организации экспортных поставок газа в Азиатско-Тихоокеанский регион. Уже заключен первый контракт на поставку газа в Китай сроком на 30 лет. Документ, подписанный Председателем Правления ПАО «Газпром» и Президентом Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (CNPC), предусматривает экспорт газа в объеме 38 млрд. куб. м в год. Это говорит о высоком экспортном потенциале российского сырья.
Будет ли проект рентабельным?
Мнения по поводу выгодности газопровода разделились. Некоторые эксперты считают, что контракт «Газпрома» и CNPC выгоден лишь для китайской стороны, а для России может оказаться неприбыльным. Бытует мнение, что «Сила Сибири» будет финансироваться за счет налогоплательщиков России. Если бы ее строили представители Китая, проект обошелся бы намного дешевле.

Недавнее падение цен на нефть может отрицательно сказаться на доходности проекта, ведь стоимость газа «привязана» к цене нефти. Аналитики считают, что в этом случае рентабельность может оказаться ниже себестоимости. В это же время, многие специалисты видят в реализации проекта хорошие финансовые перспективы.