Развитие вашего ребенка важно, но знаете ли вы, что особую роль в этом играет то, как он играет? Игра помогает в развитии мелкой моторики у детей и способности ребенка двигать и управлять мышцами. Главное — чтобы были под рукой проверенные игрушки и другие приспособления для ощупывания, изучения и создания новых фигур. Они представлены в широком ассортименте от разных компаний на сайте интернет-магазина Озон.
Основные типы
Существует 2 основные группы моторных навыков: грубые моторные навыки определяются как крупные движения с участием ног, рук, ступней или всего тела, например, прыжки, ползание или бег. Мелкая моторика — это более мелкие действия, например, младенец использует губы и язык, чтобы попробовать на вкус все эти интересные предметы, которые, кажется, находятся повсюду, или по мере роста использует пальцы и большой палец, чтобы схватить предметы.
Эти двигательные навыки обычно развиваются вместе, поскольку большинство видов деятельности включает в себя как грубую, так и мелкую моторику.
Грубая моторика обычно развивается быстрее всего и контролируется физическим ростом вашего ребенка. Развитие обычно происходит по принципу «с головы до ног», дети обычно приобретают навыки грубой моторики, начиная с головы, затем плечи, верхние части рук и кисти.
На следующем этапе развиваются бедра, таз и ноги. Со временем младенцы начинают ползать, подтягиваться и стоять, держась за предметы мебели, а затем делают первые самостоятельные шаги, после чего наступает этап, когда бег повсюду вызывает восторг, а лазанье везде, где только можно, становится отличной игрой для родителей.
Обычно к трем годам дети имеют хорошую осанку и могут ходить, не глядя на свои ноги. Они обретают больше контроля, могут делать внезапные остановки и быстро менять направление. Осваиваются более сложные навыки, такие как прыжки, езда на трехколесном велосипеде и бросание мяча.
К тому времени, когда ваш ребенок становится дошкольником, он может ловить мячи и точно бросать их, прыгать вперед и назад, а некоторые могут освоить прыжки через скакалку. К этому времени у детей развивается самосознание своих физических способностей, и они чувствуют себя прекрасно, когда осваивают новый навык.
По мере роста вашего ребенка школьного возраста он будет постоянно осваивать новые двигательные навыки и координацию, например, кататься на велосипеде, плавать или использовать роликовые коньки, хотя хорошая координация рук и глаз, выносливость и способность оценивать расстояния могут быть развиты только в подростковом возрасте. Подробнее все эти особенности описаны в статье https://www.ozon.ru/club/article/motorika-kak-razvivat-ee-u-deteyi-raznyh-vozrastov-16303553/.
Значение
Поскольку игра так важна для развития этих навыков, в разном возрасте для наилучшего поощрения ребенка необходимы разные виды деятельности. Дети младшего возраста будут энергично играть и нуждаются в присмотре взрослых, чтобы помочь им в обучении, у них также часто короткий период внимания и им нужно много разнообразия.
В наши дни цены на игрушки могут быть дорогими, тем более что дети быстро «вырастают» из них. Поэтому фантастическим местом, куда можно отвести ребенка, является крытая игровая площадка, специально предназначенная для детей младшего возраста.
В таких «игровых центрах», как правило, имеется большое разнообразие развлечений для детей дошкольного возраста от 1 до 11 лет. Обычно во многих из них также есть специальные зоны для малышей, поскольку у детей этого возраста стили и потребности в игре отличаются от тех, что есть у детей постарше. Благодаря разнообразию игрушек и занятий дети получают большой опыт обучения и одновременно развлекаются.
Доказано, что именно это разнообразие игр помогает детям развивать моторные навыки, которые мы, взрослые, часто воспринимаем как должное.
Данные исследований
Хорошо известно и подтверждено исследованиями, что развитие мелкой моторики у младенцев и детей младшего возраста напрямую связано со многими важными и сложными функциями мозга, такими как, например, языковые навыки. Вот почему так важно следить за развитием этих навыков и по возможности помогать ребенку, играя в игры и выполняя задания, которые способствуют их развитию.
Вот некоторые занятия, которые можно проводить для улучшения и развития мелкой моторики, просто играя с ребенком или малышом.
Игры с сухими бобами, горохом, чечевицей и другими крупными зернами
Многие родители не хотят позволять своим малышам играть с мелкими предметами, потому что все, как правило, оказывается во рту. Но игры с мелкими предметами необходимы для развития гибкости и силы маленьких пальчиков. Если вы наблюдаете за ребенком, когда он играет с мелкими предметами (а обычно это означает, что вы играете вместе с ним), вы всегда сможете поймать предмет до того, как он окажется во рту.
Покупая фасоль и чечевицу, выбирайте разноцветные сорта, чтобы было интереснее. Что вы можете сделать:
- Поместите все бобы в одну большую емкость (можно использовать большую кастрюлю). Попросите ребенка или малыша наполнить фасолью другие маленькие контейнеры разного размера и пластиковые бутылки, используя руки или ложку.
- Смешайте с фасолью другие мелкие предметы (например, крупные бусины или шарики), а затем попросите малыша найти эти предметы среди фасоли, достать их и положить в отдельную емкость.
- Поиграйте в кулинарную игру: представьте, что вы готовите суп, кашу или что-то другое, что любит есть ваш ребенок. Пусть они помешают «еду», сделают вид, что пробуют ее на вкус, затем разложат немного по пластиковым тарелкам и устроят воображаемый обед с куклами и мягкими игрушками.
Волшебный мешочек
Это веселая игра. Все, что вам для нее понадобится, — это мешок среднего размера, подойдет даже небольшой чехол для подушки. Теперь наполните мешок чем-нибудь интересным, что вы можете найти по всему дому. Предметы должны быть предпочтительно небольшими и сильно отличаться по форме и текстуре. И, конечно, вы должны убедиться, что все предметы безопасны на ощупь, ничего острого или легко бьющегося.
Укажем некоторые предметы, которые можно положить в мешок:
- катушка ниток;
- шарик ваты;
- губка;
- строительные блоки;
- шарики;
- игрушечная машина;
- ключ;
- маленькая плюшевая игрушка;
- резиновый мяч;
- …и все остальное, что вы можете найти по всему дому.
Чем больше предметов будет в мешке, тем интереснее будет игра.
Первый этап игры — сядьте с ребенком на пол, попросите его залезть в мешок и достать один из предметов. Дайте ребенку подержать и поиграть с предметом некоторое время. Если это круглый, твердый предмет, например, мрамор, попробуйте покатать его в руках. Если это что-то мягкое, например, вата, погладьте ею руку ребенка. Пока вы рассматриваете предмет вместе с ребенком, задавайте вопросы: «Как он на ощупь?», «Гладкий ли он?», «Мягкий ли он на ощупь?» и т.д.
В следующий этап игры можно играть с детьми, которые немного подросли и начинают говорить. Снова попросите ребенка достать предмет в мешочке, но прежде чем он его достанет, он должен угадать, что это за предмет. После того как он достанет предмет, задайте несколько вопросов о его свойствах (например, какой он формы? Какого он цвета? Для чего мы его используем? Как мы его используем? и т.д.).
Пальчиковая игра
Здесь вы можете потренировать пальцы и руки, а также воображение. Вы также можете придумать свои собственные игры
Представьте, что указательный и средний пальцы — это человечки, нарисуйте на листе бумаги дорогу и попробуйте заставить малыша пройтись пальчиками по дороге. Покажите, как человечек может «танцевать» и «прыгать», и попробуйте заставить его повторить это своими пальчиками. Можно даже включить музыку, чтобы было веселее.
Рисование пальцами
Рисование пальцами — это еще одно простое и веселое занятие для тренировки маленьких пальчиков. Пальчиковые краски можно купить в любом магазине развивающих игрушек.