Логопед или нейропсихолог: кто поможет дошкольнику? Разбираемся в проблемах и специалистах

7308

Забота о развитии ребенка – приоритет для каждого родителя. В дошкольном возрасте особенно важно вовремя заметить и скорректировать возможные трудности, чтобы подготовиться к успешному обучению в школе. И тут возникает вопрос: к какому специалисту обратиться, если у ребенка проблемы с речью, вниманием, памятью или поведением? Часто родители задаются вопросом: логопед или нейропсихолог? Давайте разберемся, кто чем занимается и в каких случаях стоит обращаться к каждому из них.

freepik

Логопед — это специалист по речи и коммуникации

Логопед проведет диагностику и займется коррекцией нарушений речи. Он помогает детям с:

  • Нарушениями звукопроизношения: неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков (например, картавость, шепелявость).
  • Задержкой речевого развития (ЗРР): отставание в развитии речи по сравнению с возрастной нормой.
  • Общим недоразвитием речи (ОНР): системное нарушение всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
  • Заиканием: нарушение темпа и ритма речи, сопровождающееся запинками и повторениями звуков или слогов.
  • Дисграфией и дислексией: трудности в освоении письма и чтения.
  • Алалией: отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон головного мозга.
  • Ринолалией: нарушение тембра голоса, связанное с патологией носоглотки.

Когда обращаться к логопеду:

  • Ребенок не говорит отдельные слова к 1,5 годам.
  • Ребенок не строит простые предложения к 2 годам.
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь.
  • Ребенок неправильно произносит звуки после 5 лет.
  • У ребенка наблюдаются трудности с чтением и письмом.
  • Присутствует заикание.
Читать также:  Как помочь первокласснику в адаптации к школе

Нейропсихолог — это специалист по работе мозга и его влиянию на поведение

Нейропсихолог изучает взаимосвязь между работой мозга и психическими процессами, такими как внимание, память, мышление, речь, моторика и эмоциональная сфера. Он помогает детям с:

  • Трудностями в обучении: проблемы с чтением, письмом, счетом, усвоением нового материала.
  • Нарушениями внимания и гиперактивностью (СДВГ): импульсивность, невнимательность, гиперактивность.
  • Проблемами с памятью: трудности с запоминанием и воспроизведением информации.
  • Нарушениями моторики: неуклюжесть, плохая координация движений, трудности с выполнением мелких движений руками.
  • Эмоциональными и поведенческими проблемами: повышенная тревожность, агрессивность, импульсивность.
  • Задержкой психического развития: замедленный темп развития психических функций.

Обращаемся к нейропсихологу если ребенок:

  • испытывает трудности в обучении, несмотря на достаточный уровень интеллекта;
  • невнимателен, импульсивен, гиперактивен;
  • быстро утомляется, испытывает трудности с концентрацией внимания;
  • плохо запоминает информацию;
  • неуклюж, плохо координирует свои движения;
  • демонстрирует испытывает эмоциональные и поведенческие отклонения.

Часто родителям достаточно сложно выбрать нужного специалиста. Поэтому можно просто начать с тестирования у логопеда и/или нейропсихолога. По результатам тестирования стоит прислушаться к советам специалистов. Вполне возможно, что ваш ребенок развивается в пределах нормы и никакие дополнительные занятия с ним не нужны.