Забота о развитии ребенка – приоритет для каждого родителя. В дошкольном возрасте особенно важно вовремя заметить и скорректировать возможные трудности, чтобы подготовиться к успешному обучению в школе. И тут возникает вопрос: к какому специалисту обратиться, если у ребенка проблемы с речью, вниманием, памятью или поведением? Часто родители задаются вопросом: логопед или нейропсихолог? Давайте разберемся, кто чем занимается и в каких случаях стоит обращаться к каждому из них.

Логопед — это специалист по речи и коммуникации
Логопед проведет диагностику и займется коррекцией нарушений речи. Он помогает детям с:
- Нарушениями звукопроизношения: неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков (например, картавость, шепелявость).
- Задержкой речевого развития (ЗРР): отставание в развитии речи по сравнению с возрастной нормой.
- Общим недоразвитием речи (ОНР): системное нарушение всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
- Заиканием: нарушение темпа и ритма речи, сопровождающееся запинками и повторениями звуков или слогов.
- Дисграфией и дислексией: трудности в освоении письма и чтения.
- Алалией: отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон головного мозга.
- Ринолалией: нарушение тембра голоса, связанное с патологией носоглотки.
Когда обращаться к логопеду:
- Ребенок не говорит отдельные слова к 1,5 годам.
- Ребенок не строит простые предложения к 2 годам.
- Ребенок плохо понимает обращенную речь.
- Ребенок неправильно произносит звуки после 5 лет.
- У ребенка наблюдаются трудности с чтением и письмом.
- Присутствует заикание.
Нейропсихолог — это специалист по работе мозга и его влиянию на поведение
Нейропсихолог изучает взаимосвязь между работой мозга и психическими процессами, такими как внимание, память, мышление, речь, моторика и эмоциональная сфера. Он помогает детям с:
- Трудностями в обучении: проблемы с чтением, письмом, счетом, усвоением нового материала.
- Нарушениями внимания и гиперактивностью (СДВГ): импульсивность, невнимательность, гиперактивность.
- Проблемами с памятью: трудности с запоминанием и воспроизведением информации.
- Нарушениями моторики: неуклюжесть, плохая координация движений, трудности с выполнением мелких движений руками.
- Эмоциональными и поведенческими проблемами: повышенная тревожность, агрессивность, импульсивность.
- Задержкой психического развития: замедленный темп развития психических функций.
Обращаемся к нейропсихологу если ребенок:
- испытывает трудности в обучении, несмотря на достаточный уровень интеллекта;
- невнимателен, импульсивен, гиперактивен;
- быстро утомляется, испытывает трудности с концентрацией внимания;
- плохо запоминает информацию;
- неуклюж, плохо координирует свои движения;
- демонстрирует испытывает эмоциональные и поведенческие отклонения.
Часто родителям достаточно сложно выбрать нужного специалиста. Поэтому можно просто начать с тестирования у логопеда и/или нейропсихолога. По результатам тестирования стоит прислушаться к советам специалистов. Вполне возможно, что ваш ребенок развивается в пределах нормы и никакие дополнительные занятия с ним не нужны.













































