Представители телеканала «WGN America» анонсировали сериал по мотивам одной из самых лучших повестей авторства Аркадия и Бориса Стругацких — «Пикник на обочине». Произведение, изданное Стругацкими в 1972 году, очень быстро стало культовым, породив целое движение сталкеров – исследователей заброшенных индустриальных зон. Неологизм «сталкер» смело можно назвать одним из самых удачных филологических изобретений авторов. В контексте «Пикника» под сталкерами понимаются люди, проникающие в Зону, чтобы вынести из нее загадочные артефакты, на продаже которых можно заработать на жизнь.
Сценарий к новому проекту создает именитый мастер пера — Джек Паглен («Превосходство», «Прометей 2»). Как известно, судьбу телепроектов определяет пилотная серия, так что телеканал решил подстраховаться, пригласив на место режиссера Алана Тейлора. Маэстро известен зрителю по работе над «Терминатором: Генезис» и лучшими эпизодами «Игры престолов».
Сюжет
Действие оригинального произведения происходит на нашей планете в фантастическом городе Хармонт и его окрестностях. За несколько лет до основных событий на территории планеты возникает шесть зон, в которых реальность никак не подчиняется законам физики. Зоны стали местами отчуждения, в которых не могут выжить ни люди, ни представители животного мира. Правительство берет эти территории под свой контроль, пытаясь понять их происхождение и назначение обнаруженных артефактов.
В качестве гипотезы о возникновении зон принята версия инопланетного вмешательства, а один из героев книги, профессор Пильман, отождествляет находки с отбросами, которые были оставлены инопланетными путешественниками на обочине после своеобразного «пикника». Лейтмотивом произведения стал нравственный выбор тех, кто сумел завладеть этими странными и таинственными находками, ведь артефакт может стать как источником обогащения, так и страшным оружием.
«Пикник» принес своим создателям поистине мировое признание и множество наград за лучшую книгу и выдающийся вклад в жанр фантастики.
Продолжения
Культовость романа подтверждается многочисленными адаптациями и продолжениями. Кроме фильма Тарковского можно упомянуть любительские видеоигры, спектакль для радио 90-го года выпуска с Николаем Караченцовым в роли Шухарта, финскую театральную постановку «Stalker», весьма популярную трилогию игр для ПК «S.T.A.L.K.E.R.» и даже настольную ролевую игру, получившую название Stalker RPG и одобрение Бориса Стругацкого.
Не обошлось и без романов-подражаний, развивающих сюжетную линию «Пикника». Ни одно из этих произведений не достигло такого же громкого успеха, как оригинал, но можно упомянуть литературные попытки А. Лукьянова, написавшего «Старика с обочины» и «Трейлер Старика», повесть Кира Булычева «Спасите Галю!», продолжение истории главного героя «Сердце Зоны» от Сергея Стрелецкого, а также относительно недавний литературный труд писателя Майка Гелприна, рассказывающего о Хармонте наших дней.
Попытки экранизаций
Американское киносообщество уже давно предпринимает попытки выпустить свою версию экранизации нашумевшего романа. Еще в 2000 году было заявлено, что Глен Морган и Джеймс Вонг (творцы «Секретных материалов» и знаменитого хоррора «Пункт назначения») напишут сценарий для полнометражной картины по мотивам повести Стругацких.
Очередные разговоры об экранизации «Пикника» возникли в 2006 году, когда представители Columbia Pictures сообщили о своем желании представить миру нового «Сталкера». Проект был озаглавлен «After the Visitation», а Моргана и Вонга заменили на Дэвида Якобсона. В сеть проникли слухи, что одну из главных ролей может исполнить сам Джон Траволта. Однако дальше этих разговоров дело так и не пошло – проект в итоге просто заморозили, а любое упоминание о планах было удалено из архивов сайта IMDB.
Четыре года назад имя Стругацких вновь всплыло в связи с записью, выложенной на Youtube представителями независимого кино из «Pilman Radiant Pictures». Они представили на суд зрителей итоги своего труда в виде инди-фильма «Vyöhyke» («Зона»), созданного по мотивам «Пикника». Напомним, что до этого времени самой успешной попыткой экранизировать «Пикник на обочине» стал фильм «Сталкер» – совместный труд Андрея Тарковского и братьев Стругацких, увидевший свет в 1979 году, вскоре после выхода произведения.
Стругацкие сами адаптировали повесть для киносъемки фантастической притчи. При этом в картине Тарковского братья довольно вольно интерпретировали свое произведение и сюжетную линию, поэтому итоговый сценарий оставил от оригинала лишь малую толику. По большому счету, в картине Тарковского остались лишь сама Зона и собирательный образ Сталкера как проводника через эту сложную систему смертельно опасных ловушек.
Интересные факты
Выход романа и фильма сопровождался всяческими перипетиями и даже трагическими событиями. Стругацкие на протяжении долгих лет не могли выпустить роман на книжные прилавки СССР в виде полноценного издания – многочисленные бюрократические проволочки, редакторские ошибки и даже откровенные срывы работ привели к тому, что полная версия романа была издана лишь в 1984 году в сборнике «За миллиард лет до конца света». Версия, которую читатель знает и любит до сих пор, увидела свет в 1991.
При этом англоязычный вариант попал на прилавки книжных магазинов США еще в 1977, после чего роман регулярно переиздавался и переводился во многих странах мира. Что касается производства картины, то процесс этот также сопровождался немалым количеством проблем, растянувших работу на долгие три года. Коллеги по цеху отговаривали Тарковского от съемок, говоря о том, что за Стругацкими закрепилась слава «неэкранизируемых» авторов. А при проявке пленки был полностью испорчен первый вариант.
В итоге фильм переснимали целых три раза. После выхода картины её долго не пускали в прокат, а затем никак не осветили это событие в советской кинопрессе. Первые рецензии на «Сталкера» были опубликованы лишь в 1981 году, после того как картина была показана в рамках Каннского кинофестиваля, получив хвалебные отзывы и Приз экуменического жюри. В итоге фильм, интерес к которому проснулся с новой силой после трагических событий в Чернобыле, получил клеймо «рокового» для его создателей и актеров.
Один за другим мир кино утратил «Писателя» — Анатолия Солоницына, режиссера Андрея Тарковского, «Профессора» Николая Гринько, затем не стало одного из братьев — Аркадия Стругацкого, и самого Сталкера — Александра Кайдановского. Тем не менее, картина стала знаковой для всего советского, и даже более того – мирового кинематографа. Влияние «Сталкера» чувствуется в визуальных решениях и настроении таких знаменитых лент, как «Третья планета», «Элемент преступления» и «Авалон».
Новости о съемках
Джек Паглен решил, что замахнуться на полнометражное кино – дело гиблое, а вот сериал в век популярности постапокалиптических тем вполне может стать успешным и жизнеспособным проектом. Его идеи пришлись по вкусу представителям студии «Sony Pictures TV», которые смогли донести их ценность до «WGN America». В итоге было получено согласие на съемку пилота.
Пока доподлинно неизвестно, какие герои будут задействованы в новом проекте. Создатели говорят лишь о том, что сюжет будет разворачиваться на Земле, причем в самом недалеком будущем. Планету посетили представители инопланетной цивилизации, настроили неведомых объектов, а затем бесследно сгинули, оставив землянам огромное количество тайн и опасностей.
В качестве главного героя заявлен ветеран-сталкер по имени Рэд, который путешествует по аномальным зонам, исследуя наследие инопланетян. Американцы решительно заявили, что смогут создать интригующий фантастический сериал с аномальными зонами, которые могут как одарить богатством, так и отнять жизнь у смельчаков, рискнувших в них пробраться.