Становление речи у детей

279

Одним из ключевых показателей нервно-психического развития ребенка является его речь. Как и другие функции организма, она развивается постепенно по определенным этапам. Отклонения от средних норм могут быть просто индивидуальной особенностью малыша, а могут свидетельствовать о различных патологиях и расстройствах. Оценивают уровень развития речи у детей логопеды, педиатры и психологи в комплексе. Они же занимаются диагностикой, лечением и профилактикой психоречевых нарушений, привлекая по мере необходимости педагогов и врачей других узких специальностей (неврологов, генетиков, психиатров и т.д.).

Этапы развития речи у детей

Речевые навыки у малышей начинают формироваться сразу после рождения. Процесс протекает параллельно с развитием мелкой моторики у детей, других физических и умственных умений. Сначала дети издают отдельные звуки, «гулят», потом начинают повторять за взрослыми слоги, подражают сигналам, которые передает ему окружающий мир, например, мяуканье кошки, гудок паровоза, автомобиля, лай собаки и т.д.

В возрасте от одного до 4 лет протекает первый этап формирования речи. Сначала, в период от года до 2 лет, ребенок при общении использует односложные формы, отдельные слова, передает информацию простыми, нераспространенными предложениями. В таком возрасте малыши хорошо воспринимают стихотворные формы, легко заканчивая четверостишия рифмой, угадывая загаданные в стишке объекты и явления.

После 2–2,5 лет малыши уже способны запоминать и воспроизводить определенные данные: пересказать за воспитателем сюжет сказки, ответить на вопросы взрослых о главных героях мультфильма, выучить короткое стихотворение или маленькую роль в спектакле.

К четырем годам у ребенка уже накапливается определенный багаж знаний для того, чтобы он мог оперировать разными терминами, правильно использовать числительные, включать в свою речь новые слова ежедневно, услышав их от родителей или по телевизору.

Второй этап, средний, приходится на 4–5 лет. В этот период дети начинают придумывать собственные истории, сочинять рифмованные строчки, дополнять сюжет книги или мультика личными фантазиями, которые основаны на наблюдениях ребенка за окружающим миром. Малыши учатся составлять рассказы и загадки по картинкам или игрушкам, пересказывать прочитанные взрослыми отрывки, рассказывать стихи. В этот период ребята обучаются первым навыкам чтения и письма.

Читать также:  Как выбрать для малыша первый велосипед?

Третий, дошкольный этап, протекает в возрасте 5–7 лет. Словарный запас и кругозор детей расширяется, появляются первые осознанные увлечения, прослеживается интерес к определенным областям и направлениям. Речь ребенка становится более осмысленной, связной, обогащенной описаниями и сравнениями. Появляются усложненные формы: малыш дополняет рассказ распространенными предложениями, с помощью интонаций и акцентов усиливает эмоциональную окраску, передает свои переживания долгим повествованием и активной жестикуляцией. На этом этапе дети начинают составлять целые рассказы, сочинять сказки, некоторые ребята увлекаются стихосложением.

Четвертая стадия – школа. Является самым длительным и серьезным этапом в формировании правильной речи. Ребенок с помощью педагогов и родителей постигает лексику, грамматику, изучает фонематическую сторону речи, изучает правила и применяет их на практике, совершенствует устные и письменные речевые навыки.

Признаки речевых нарушений

Забеспокоиться и показать ребенка специалистам желательно, если он:

  • в возрасте одного года не имитирует животных, не повторяет простые открытые слоги («ма», «па», «ба»);
  • в период от 1 до 2 лет не выказывает свои просьбы звуками и жестикуляцией, не реагирует на просьбы, приказы и замечания;
  • в возрасте 2 лет не использует простые словосочетания и отдельные слова для объяснения своих действий или мотивов (например, «хочу кушать», «я гулять», «мама где» и т.п.);
  • к трем годам имеет словарный запас менее 500 слов, общается скудными предложениями, не запоминает и не обобщает термины;
  • в 3–5 лет не может назвать себя, рассказать о близких, вспомнить, как зовут маму, сестру или домашнего питомца, систематически ошибается в использовании падежей, родов и числительных;
  • к 5–7 годам не может пересказать текст, прочитанный взрослым или самостоятельно, допускает одни и те же ошибки при написании или проговаривании слов, не способен передать историю, не нарушая целостности и последовательности повествования.

В таких случаях могут понадобиться отдельные упражнения, например, логопедический массаж языка ребенка, или целый курс лечения, если у малыша выявлены конкретные речевые расстройства (дисграфия, дислексия, алалия, заикание и т.д.).