Чтобы почувствовать дух города, надо найти то уникальное, что его определяет. Санкт-Петербург — обитель холодных рек, гранитных набережных и 18 разводных мостов. Если поселиться в уютной гостинице с парковкой и завтраком неподалеку от центра, постепенно можно изучить все переправы.
Сегодня многие путешественники начинают не с Дворцового, а с Большеохтинского моста, самобытная архитектура которого привлекает сотни туристов. История строения долгая, сложная и не такая праздничная, как подсвеченные пролеты каменного исполина.
Почему не было строительства в XIX веке
К середине XIX века в результате промышленного переворота в России более чем в 10 раз увеличилось количество заводов и фабрик. Не стал исключением и Петербург, логистика которого настойчиво требовала постоянной переправы для связи с левобережной Охтой.
Окраинная Охта ещё не была частью города, но в ней сосредоточилось множество фабрикантов. Заводчики направляли Николаю Первому прошение за прошением, указывая на непомерные цены за паром, о которых в народе даже сложили частушки. Было организовано «Общество Охтинского», чтобы координировать всех активистов.
Император строить соглашался, но только после окончания Исаакиевского собора и железной дороги от Петербурга до Москвы. Казна не наполнялась с такой скоростью, с какой расходовались средства на обе стройки. Однако сразу после завершения грандиозных долгостроев умер и император.
В конце восьмидесятых Охту официально присоединили к городу. Александр III велел купцам левобережной Охты коллегиально принять решение о месте строительства разводной переправы. Договориться фабриканты не смогли.
XX век: необычный проект Кривошеина и Апышкова
В начале XX века Николай II занялся переправой лично и авторитарно, без демократии. Отклонил все 16 проектов, представленных на международный конкурс. И приказал строить по внеконкурсной работе двух русских военных инженеров: архитектора Владимира Апышкова и мостостроителя Григория Кривошеина.
Когда весной 1907 года в районе дельты Охты от столкновения с массивной льдиной затонул пароход с 39 пассажирами, император велел ускорить строительство. Фундамент заложили в 1909 году в канун победы над шведами, название дали в честь Петра Великого.
С точки зрения архитектурной концепции проект Кривошеина и Апышкова стал уникальным явлением для города.
Нюансы проектирования:
- Три пролета. Один центральный и два арочных боковых, зеркально отражающих друг друга.
- Наличие двух 36-метровых башен-маяков, облицованных гранитом.
- Разводной пролет впервые в истории городского мостостроения сделали по центру, а не сбоку.
- Дорожное полотно впервые подвесили к аркам.
- Боковые пролеты по 136 метров, это и сегодня городской максимум для неразводной части.
- В металлических конструкциях сооружения тысячи заклепок (как на Эйфелевой башне). По преданию, одна из них из окрашенного золота, на удачу.
Построили довольно быстро. Мост открыли для движения осенью 1911 года, хотя мелкие доработки шли до 1913 года.
Авторы проекта даже предусмотрели пешеходные дорожки, что тоже было в новинку. Но это не спасло творение от критики и сарказма недовольных горожан. «Завалившаяся Эйфелева башня» — один из самых мягких эпитетов того времени.
Стиль модерн, в котором выполнено сооружение, пришелся по нраву приверженцам классики и неоклассики не сразу. Однако император с выбором проекта оказался прав: сегодня Большеохтинский (после переименования) мост входит в число самых красивых переправ мира.
В честь нового тысячелетия в 2000 году Большеохтинский получил от городских властей 1300 светильников и, как следствие, непередаваемый ночной антураж и приток посетителей ночью.
Когда выпадает снег, сооружение ассоциируется со сказочным замком. Приехать в зимний Санкт-Петербург в отель со стоянкой и вечером отправиться на волшебную фотосессию стало для многих туристов must have. Некоторые ищут золотую заклепку, но большинство просто любуются башнями, ажуром подсвеченных пролетов и бесподобным видом на Смольный. Немного сказки иногда необходимо даже взрослым.